Восьмой Великий Аркан-Заповедь (Закон) (эфир от 24.06.2010)
Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто слушает наши истории в «Радиотеатре фантазий» программы « Серебряные нити», посвящённые старинной колоде карт и отражениям, отражениям человеческой души на таких простых и загадочных картинках нашей колоды. Мы с Вами добрались до восьмого Аркана. В нашей колоде он обозначен буквой «З» и называется-Заповедь. И даже при поверхностном взгляде на картинку, понятно, что эта карта имеет много традиционных названий. Чаще всего в колодах Таро её называют Закон, Правосудие или Справедливость. Еслиб я выбирал синонимы, то слова Заповедь и Закон я бы, наверное, сопроводил ещё словом Справедливость. Рисунки на нашей колоде немного отличаются от традиционной Марсельской колоды Таро. На ней изображена женщина в красном плаще, сидящая на троне. Кстати говоря, и у дамы в Марсельской колоде, и у дамы в нашей колоде, как мне кажется, удивительно русская внешность. У неё красная юбка и белая кофта, какая-то тоже удивительно русская. У неё нет трона, она сидит на простой скамье и она босая. За спиной у неё, вместо двух колонн трона на традиционной колоде,- два крыла, два ангельских крыла. В правой руке женщина держит меч, в левой- весы. Глаза её закрыты. Они закрыты на рисунках большинства колод. На некоторых колодах, как на скульптурных изображениях богини Фемиды- античной богини закона и справедливости, на глазах у сидящей дамы-повязка, плотно закрывающая её глаза. И если Вы выбрали эту карту, как самую интересную, или она пришла к Вам в наших простейших раскладах-значит Вы знаете как отвечать за свои действия, или Вам пришла пора за них ответить. Но это-общие фразы. А на самом деле карта эта говорит ещё об одном, необыкновенно важном пути бегства из обыденности. Это путь внутреннего закона. Глаза закрыты и это значит, что женщина, сидящая перед нами, для того чтобы принять какое-то решение, прислушивается к себе. Если Вы задумаетесь, то поймёте, что то, что она босая-есть некоторый шаг в развитии нашего героя. Помните, мы говорили что для того чтобы стать подлинным героем и победителем, нужно уметь отказывать себе в чём-то лишнем и не нужном? Перед нами ситуация, в которой такой отказ является чем-то абсолютно естественным. Перед нами- символ закона, но в первую очередь, не закона внешнего, а закона внутреннего. Человек, который сидит перед нами, чувствует свою цель, стремится к ней, умеет отказывать и умеет взвешивать все события и решения на своих внутренних весах. Почти по нашим размышлениям о Таро, Платон говорил, что тому, кто не имеет Господина в себе, хорошо бы найти его вне себя. Поэтому, главное позитивное значение этой карты-доверие своим собственным внутренним целям, доверие голосу Бога, который человек слышит внутри себя; следование за своим внутренним законом. А главное отрицательное её значение-это отсутствие внутреннего закона и бесконечные метания в поисках закона внешнего. Замечательный французский философ-Жан Бодрийяр писал: «Я стараюсь подчиняться лишь чему-то нечеловеческому и не принадлежащему мне, что зафиксировано внутри меня и присутствует в объективных и произвольных случайностях знаков мира». Отсюда берутся и весы, и меч. Потому что весы взвешивают в случайностях, происходящих вокруг, что-то значимое и не значимое для моих жизненных целей, а меч-отсекает всё лишнее и ненужное, что мешает моей цели или моему внутреннему закону. Это карта равновесия. Нашей героине наверное тяжело держать одновременно тяжёлый меч, удерживать в равновесии весы и два тяжёлых крыла за спиной. Это карта внутренней честности. В первую очередь-именно так. Это карта человека, который позволил себе роскошь быть честным с самим собой и за счёт этого его перестала тяготить обыденность, груз серых будней или поиск внешнего закона, то есть-зависимости. Внешней силы, которая будет мной управлять в то самое время, когда я буду развлекаться. Это карта человека, который уже составил список своих ценностей и иерархию приоритетов, который умет доверять своим глубинным чувствам. Это же и есть честность по отношению к себе самому.
Возможно проблема заключается в том, что то о чём я сейчас говорю, человек сегодняшний уже и понимает с большим трудом, потому что уже очень давно человеку не очень понятно: что же такое Господин в себе? Мы давным давно живём в мире, в котором порядок устанавливается сверху и не требует никакого обдумывания и внутреннего принятия. Ведь именно отсутствие вот этой самой задачи обдумывания и внутреннего приятия внешних законов, и считается признаком свободной и лёгкой жизни. Маг ведь хочет быть свободным от законов. И вот здесь, ровно на этом месте, и возникают абсолютно все его тупики. Когда закон устанавливается сверху, а бесконечное количество индивидов пытается освободиться от думания,-человек постепенно теряет что-то вроде внутренней формы. Вы только попробуйте представить себе что Вы-хрупкая женщина, меч в руках, весы нужно удержать в равновесии, крылья за спиной...Сам по себе этот баланс, эта гармония-дочь Ареса и Афродиты-требуют наличия внутренней формы, чего-то, на что можно опереться, чего-то, что мы называем характером. Если хотите-это карта характера, выдержки, твёрдости; карта некой центральной силы, которую человек в себе либо ощущает, либо нет. И в этом «нет» кроется тайное и главное значение этой карты. Смотрите, как прямо эта женщина держит спину, несмотря на лёгкий наклон головы. Её не держит так ни Отшельник, ни герой на рисунке Вожжи, несмотря на то, что он- великий воин. Это ведь тоже когда-то было признаком внешней формы, внутреннего аристократизма. Хотя, о чем я говорю? В моде- новый человеческий тип. И глядя на осанку женщины, сидящей на рисунке восьмого аркана, приходится вспоминать о бесконечном размножении в нашем мире человека бесформенного и бесхарактерного. Юлиус Эвола когда-то в 60-х годах, назвал появление этого человека, независимо от национальности и вероисповедания, как появление расы человека бесхребетного. Свой хребет гордо должна держать девушка на этой карте, чтобы закон, события мира, нечто, что ему заповедано осталось в сохранности. Бесхребетность будет главной чертой новой расы, по Юлиусу Эвола. Вот что он писал, цитирую: «Тип, принадлежащий к этой породе бесхребетных, отличается не только абсолютной нетерпимостью к внутренней дисциплине, страхом, пронизанным отвращением перед тем, чтобы взглянуть в лицо к самому себе, но и неспособностью к какому-либо серьёзному делу, требующему твёрдости характера и строгого следования задуманному. Он одновременно и не желает такого дела и не способен на него». Действительно, интересно отметить что его податливость и его бесхребетность далеко не всегда связаны с желанием получить выгоду любой ценой, что он всегда действует в соответствии с формулой: сейчас не те времена, когда можно позволить себе роскошь иметь характер. Напротив, очень часто подобное поведение скорее идёт ему во вред. Продолжаю цитату: «Тот же характер носит и утрата всякого представления о профессиональной чести, которая в области практической деятельности и была выражением особой нравственности, совести, и даже в некотором смысле,- определённого благородства. Удовольствие, получаемое от хорошо сделанной вещи, в которую человек вкладывал всё своё мастерство, свою душу, стремясь работать по совести, сменилось низким стремлением извлечь из всего максимальную прибыль, не отступая при этом ни перед ложью, ни перед мошенничеством. Особенно ярко это проявляется сегодня в сфере производства товаров первой необходимости, что свидетельствует не только о безответственности, нередко граничащей с преступлением, но и о непорядочности, падении внутреннего уровня, исчезновении чувства чести, которое в прежние времена было свойственно даже самым скромным корпорациям». Я хочу остановиться и обратить Ваше внимание вот на что: постоянное дело, которое человек ощущает, как свой долг. Его выполнение требует усилия и приводит к внутренней гармонии. Это-внутренний закон или ощущение заповеди, которая дарована тебе Богом. Неспособность и нежелание наших детей искать какого-либо серьёзного дела, которое требует систематических усилий-это симптом, симптом перевёрнутой карты Заповедь. Её негативного значения. Отсутствие этого ощущения долга. Долга не перед человеком, которого герой из предыдущей карты, во имя достижения воинской победы, может и обмануть-долга перед Богом. Перед которым ты всё время стоишь ,скованный невидимой сетью Гефеста, который видит всё. Как только мы оказываемся в мире, объявленном Ницше. Помните, я часто вспоминаю конец второй главы «Так говорил Заратустра»?- «Боги мертвы. Приходит время Сверхчеловека». Время Сверхчеловека- это и есть время тех людей, о которых я сейчас рассказываю, и о которых писал Эвола. Я хочу, чтобы Вы обратили внимание на понятие чести. И в данном случае не так важно какая она: семейная, родовая, народная, аристократическая или профессиональная. Честь-это ощущение заповеди, которую выражает эта карта. Ну, впрочем, продолжим о зеркалах. Я буду читать то, что Эвол написал 50 лет тому назад, а вы будете сравнивать это негативное значение восьмого Аркана с тем, что происходит с Вами и вокруг Вас. Итак, продолжаю цитировать: «Это явление вовсе не ограничивается моральной сферой. Эх, если бы! Слабохарактерность, уклончивость, беззаботная безответственность, распущенная небрежность- заметны даже в повседневных жизненных мелочах. Человек даже что-то обещает написать, позвонить, сделать то или иное-и не делает. Исчезла пунктуальность, как признак вежливости, исчезла точность, как вежливость королей. Да и откуда ей взяться-короли-то исчезли. В самых запущенных случаях-человеку отказывает даже память. Постоянная забывчивость, рассеянность, неспособность на чём-либо сконцентрироваться. Согласно наблюдениям специалистов, новые поколения отличаются плохой памятью. Для объяснения этого явления пытались привлечь самые оригинальные толкования. Однако, истинную причину надо искать в указанном изменении общей атмосферы, которая похоже ведёт к настоящим структурным изменениям психики. Ещё Отто Вейннингер писал о связях,-вслушайтесь только-Между этикой и памятью. О том значении, которым обладает память на высшем, а не только психологическом уровне. Память тесно связана с единством личности, её сопротивляемости рассеиванию во времени, потоку длительности,- то есть, она имеет этическую, нравственную ценность. Не зря упражнения, направленные на укрепление памяти составляют часть высшей аскезы. Например, в буддизме и в некоторых христианских мистических практиках». Но это ещё не всё. Продолжаю цитату: «Естественно в поведение человека из породы бесхребетного, входит привычка ко вранью. При чём врёт он нередко безвозмездно, безо всякой цели. Отсюда, его специфическая «женская» черта. Если же человека этой породы упрекают в подобном поведении-он либо изумляется, поскольку считает его совершенно естественным. Либо, чувствуя себя оскорблённым, реагирует на упрёки с почти истерической нетерпимостью. Он не желает что бы его доставали. Достаточно чуть пристальнее присмотреться, чтобы без особого труда рассмотреть этот тип невроза среди собственных знакомых. Тогда обнаруживается также, что многие люди, которых Вы ещё вчера наивно считали своими друзьями или просто порядочными людьми, после того, как они они попадают в критическую ситуацию, становятся просто неузнаваемыми». Конец цитаты. Простите меня за долгое цитирование, но я вряд ли смогу сказать или объяснить лучше. Честность-говорили мы в прямом эфире-часть понятия честь. Увлечённость наивной ложью связана с отсутствием внутреннего центра, вот этого самого внутреннего логоса, внутреннего закона. На картинке Вожжи-герой стоит прямо, но его вертикаль, связь с Богом, закрыта пологом. Мы говорили об этом в прошлый раз. Уверенно расположенный хребет, гордая осанка ангела или королевы на картинке восьмого Аркана, как и в обычной жизни говорит о связи человека с вертикалью, с Богом. Мы интуитивно чувствуем это в людях с хорошей осанкой, и поэтому интуитивно, иногда абсолютно неправильно, им доверяем. Женщины любят военных с прямой спиной, они вызывают доверие тем, что их плечи развёрнуты, а вертикаль держится уверенно. В этом ощущается связь с Богом. Человек знает что делает. Когда человек не знает что делает, то есть, когда он ищет Господина только во внешнем мире, только в мире горизонтали,- ложь, точнее говоря бессмысленно, впустую, вхолостую работающее воображение, становится для него абсолютно естественным. Он не очень отличает сказку, которая рассказана в фильме, видеоклипе или компьютерной игре от реальности. И так как у него нет центра, ничто не имеет значения, то понятно, что придумывать можно. Пустое придумывание восхваляется и поэтому, как бы перестаёт являться ложью. Так распадается на куски понятие честь или честность. Поскольку оно имеет отношение вот к этой, изображённой на карте, внутренней вертикали.
Конечно, я очень мало говорю о свойствах самого закона. Однако, как ни странно, именно на этой карте можно вспомнить о том, что это такое. Закон поставлен между свободным изъявлением индивидуальной воли и сущностью бытия. Человек свободен. И он может действовать по собственной свободной воле. Закон же (или Заповедь) реагируют на его действия с помощью явных и не явных сил. Но за этой реакцией на человеческую свободу находится Бог. По Фоме Аквинскому- «первооснова конечной реальности». Он там. В этом смысл двух крыльев ангела или двух колонн на карте классического Марсельского Таро. Закон поставлен между свободой человека или свободой Бога. Правосудие или Заповедь восседает между двумя столпами или началами: между волей и Провидением. Но само правосудие не действует-оно реагирует. И поэтому, традиционно оно изображено в виде женщины, а не мужчины. Корона указывает на то, что свой сан или миссию Закон обретает свыше, от Провидения. Во времена раннего Средневековья, меч и весы были атрибутам святого Архангела Михаила, который представлялся как наследник функций подземного Осириса, который взвешивал на весах души человеческие. Однако, видамы- то есть той половины души человеческой, которая умеет оберегать жизнь в себе- этот вид Закона или Справедливости характерен и для средневекового искусства. Известно, что так на готических соборах Справедливость и Закон изображались с середины XIII века. Беречь и прислушиваться к тому, что осталось от слов: долг, честь, мастерство; пытаться отсечь соблазны; стать честным самим с собой-главный путь бегства из квадрата, который так или иначе, привёл нас к человеку бесхребетному.
|