Не имею возмоности проверить текст записанный с погрешностями эфира из за апппаратуры моей Великий Аркан 22(0) Буква "Я" Дурак (Шут)
Ну, что ж, вот уже и виден край нашего путешествия не его окончание, поскольку оно бесконечно, а лишь только граница этого путешествия. Аркан, который я позволил себе обозначить номером Двадцать Два или обозначить словом "дурак" самым близким, наверное, по смыслу, в русском языке, словом передающим классическое наименование Аркана "Щут" В первом послании к коринфянам апостола Павла абсолютно точно передано значение картинки, которая лежит перед вами. "Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы стать мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом." На двадцать второе, последнее место я ставлю этот Аркан абсолютно самовольно. Номера последних Великих Арканов вообще мерцают в колоде. В некоторых колодах в большинстве, у Аркана, о котором сегодня мы говорим, вообще нет никакого номера, то есть он соответствует Нулю. В марсельской колоде, классической колоде на основе которой нарисована та, которую мы использовали в нашей книжке отведен предыдущей карте, карте "Мир", той карте, которую мы назвали "Общиной". Однако, я позволяю себе придать этой картинке последний номер и обозначить его буквой "Я" по той простой причине, что мы живем в мире, где индивидуальность ценится превыше всего и поэтому самым последним, видимым шагом духовной эволюции является нахождение себя каким ты был до рождения, то есть своей души в составе всеединства предыдущей карты, ведь ощущая всеединство так легко потерять собственную, индивидуальную душу или это только кажется, что легко. На карте изображен идущий человек в мешковатой одежде, он оопирается на посох и несет на правом плече палку с висящим на ней узелком, сзади на путника нападает собака, рвущая его штаны. На голове у человека колпак, на плечах воротник, кончики которого украшены колокольчиками. Синие штаны, красные башмаки. Талию стягивает желтый пояс или кушак, которому в классическом рисунке подвешены маленькие звенящие колокольчики.Иначе говоря, он одет в костюм традиционного средневекового шута. Добрый шут, одного этого слова достаточно, чтобы вспомнить тощую фигуру рыцаря Печального Образа Дон Кихота Ламанческого, странствующего рыцаря, бывшего всеобщим посмешишем и заслужившего при жизни прозвище Эль-лока (дурачок), но после смерти прозванного Эль Буэно (добрый). Дон Кихот появиввшийся на страницах романа Сервантеса обрел самостоятельную жизнь, особенно важную почему-то для нашей страны. У нас он будоражил воображение, временами возникая в снах и видениях. Эх, воображение, воображение... "Дорогой мой Дон-Кихот тебя так часто можно встретить в трудных исторических ситуациях, которые напоминают засушливый исковерканный пейзаж по которому идет человек в мешковатой одежде Ты появляешься тогда, когда сердца ожесточены, а головы твердолобы. Да и твой голос перекрывая гром гильотин и барабанов в один из дней месяца термидора выкрикивает: - Да здравствует король", прежде чем твоя отрубленная голова скатывается на землю с высокого эшафота. Это ты, прямо на глазах торжествующей революционной толпы сорвал со стены и изодрал на куски красный плакат, возвещающий жителям Санкт-Петербурга о начале новой эры в жизни России и тут же был поднят на штыки красноармейцами. Это ты в сорок первом году закрыл грудью дзот из которого бил немецкий пулемет" Дон-Кихот Ламанчский все время действует. Я убежден, Сервантес его не придумал, а просто описал его, таким, как тот явился ему в Кастилии на закате рыцарских времен. Дон-Кихот сушествовал всегда, он действовал задолго до Сервантеса, он продолжает действовать и в наши дни. Он живет жизнью того самого то ли Платоновского, то ли Юнговского архетипа, во все времена проявляясь во множестве людей. Это дух свободы, любви, чести и достоинства, который проявлялся в человеке несмотря на обстоятельства реальной жизни с древнейших времен...
Музыка
Идеи, арканы, архетипы не имеют возраста. Они были до человека и наверное пребудут после него. Вот это и есть ощущение или чувство двадцать второго или нулевого мерцающего аркана, аркана, замыкающего круг. Может быть, каждый аркан Таро суть нечто большее чем символ и даже большее, нечто большее чем духовное размышление или упражнение. Может быть это портреты наших душ, душ, которыми мы были до рождения на свет и пребудем после смерти. От этого души эти выстраиваются в рост и по уровню и представляют собой духовный алфавит. Извечно в этом алфивите начало будет встречаться с концом. В нем "Маг" должен превратится в "Шута", а "Берегиня" дожна стать прекрасной женщиной находящейся в центре Аркана "Община". Сегодня для нас первое превращение, наверное, важнее всего и поэтому раз уж я вспомнил Дон-Кихота, то давайте вспомним и главное воплощение Мага в художественной литературе прошедших веков. Дон-Кихот (22 Аркан) будет всегда противопоставлен доктору Фаусту из великой поэмы Гёте. Фауст, не из народной легенды, а из поэмы Гёте еще один вечный человеческий архетип, подвергаемый испытаниям и искущениям. Может быть,даже он представляет собой некую трансформацию библейского Иова, только из новой эпохи, эпохи, которую мы называем эпохой гуманизма. И там, и в библейской книге Иова и, в поэме Гёте, люди оказываются залогом в пари, который Мефистофель Богу предлагает. Только вот испытания и искушения Фауста резко отличаюься от тех, которые выпали на долю библейского Иова. Иов искушаем ударами и превратностями судьбы, а Фауст- идеал совремеменного мира, мира в котором мы живем, испытывается невероятной удачей и успехами, о которых мы так мечтаем. На самом деле то. что делает маг на первой картинке Великих Арканов в идеале, в мечте его имеет то, чего добивается Фауст. Его магические опыты, навыки или знания приводят к вызову духа и дух этот настолько могуч, что имеет все средства,чтобы удовлетворить все желания Фауста. Испытания, которые проходит ФАуст сводятся к тому: сможет ли относительный и преходящий мир вечно удовлетворять запросы Фауста, современного человека, человека желания которого растут непрерывно. Вот главный вопрос Гёте. Смогут ли все радости этого мира усыпить человеческое стремление к вечности и абсолюту, сделав его полностью удовлетворенным и потому счастливым? Приведет ли удовлетворение всех желаний Фауста к его счастью? Иов доказал, страдания, которые может ввергнуть человека мир не способны оторвать человевеческую душу от Бога. И это действительно так, вспомните наш разговор о предыдущем аркане... Фауст доказывает, что это не под силу и всем радостям этого мира Освальд Шпенглер, автор известного философского труда "Закат Европы" называет в нем современного человека, "фаустовским человеком" И в этом он совершенно прав. За средневековьем последовала эпоха гуманизма, эпоха для которой характерна огромная власть человека над природой. Только вдумайтесь, мы способны удовлетворять желания о которых могли мечтать разве, что единицы, самые могущественные маги прошлого. Мы можем летать по воздуху, видеть и слышать на невероятрно большом расстоянии, путешествовать без лошадей и почти без всяких усилий. Вызывать, видеть перед собой почти реальные образы, звуки и события давно-давно прошедних дней и столь же реальные образы будущего. Я раумеется, имею ввиду, кинематограф... Так и кажется, что Мефистофель получил всю власть, для того,чтобы удовлетворить одно за другим все желания современного человека и этим самым убедится, что власть и наслаждения этого скоропреходящего мира могут заставить человека об абсолютном и вечном. Забыть о Боге. Разве этого не происходит прямо сейчас на наших глазах? Конечно, можно тяжело вздохнутьи сказать, что еще недавно люди, если и не думали о Боге (им это было запрещено), то по крайней мере думали друг о друге. Но коммунизм это такой же мир Мефистофеля, как и мир капитализма. Ведь коммунизм открыто ставит своей целью, как можно более полное удовлетворение всех, решительно всех нужд и желаний, как можно большего числа людей живущих на земле. "От каждого по способностям, каждому - по потребностям." К сожалению, Фауста мы с вами тоже не читали, ибо великий эксперимент Гете достаточно полно доказал, что потребности в этом случает начинают расти в геометрической прогрессии, а удовлетворить их всех невоозможно. Можно только принудительно их ограничить. Помните историю, про полтора квадратных метра? Никто из нас тогда не очень задумываться и сейчас не хочет задумываться... Идеал коммунистического общества... Ну, хорошо... У каждого хорошо обставленная квартира с телефоном, радио, телевизором, холодильником, ситральной машиной, компьютером... Ну а потом ?...Ну, а, потом... бесплатный билет в кино, театр, на концерт, занятмя спортом... А потом... Что потом? Этот ответ, как бы повисает в вооздухе, поскольку этот разговор нужно продолжать, продолжать и продолжать... Дело в том, что Мефистофель имел еще одну возможность, которой нет ни у капитализма, ни у коммунизма...Он имел возможность продлить жизнь Фауста в вечность... Ни холодильник, ни компьютер, ни стиральная машина, ни концерт, ни балет на это не способны... Искушение нашего времени, времени относительно недавнего: есть искущение удовлетворением желаний. Это относится не только к коммунистам, капиталистам, но и в не меньшей степени к верующим и к магам... Не пытается ли верующий использовать свою молитву для того, чтобы господь Бог, как Мефистофель удовлетворил его желания?... Не пытается ли человек, овладеть тайными знаниями снова только ради этого? Испытания Фауста и человеческий его прототип - Маг с картинки первого Аркана Таро, были в седой древности предвосхищены загадочной личностью, святым Киприаном. Или,обратите внимание, Киприаном-волхвом, который обратился в христианство и стал впоследствии епископом Никодемии и в конце-концов принявшего вместе с обратившей его в христианство, Юстиной мученический венец при имераторе Диоклетиане Он оставил рукопись. О нем осталась то ли легенда, то ли текст, описывающий его биографию, то ли текст, написанный им самим. Текст состоит из трех частей. В коптской версий их называю: Обращением, Исповедью и Мученичеством. Это потрясающий человеческий документ. Он как будто демонстрирует все то о чем мечтают искатели тайных знаний " Я Киприания, в малолетстве был посвящен в служители храма Аполлона и с младых ногтей обучался тем коварным выдумкам на которые столь щедр дракон, ибо не достигнув еще семи лет от роду я уже был посаящен в таинства Митры. Когда же мне исполнилось 15 лет я служил Деметре и выступал пред нею в процессии факельщиков. Что до дщери ее,именуемой Девою, то я носил ее траурный убор, облаченный в сверкающие одежды. Я поднимался на Олимп, называемый горой богов. Я был посвящен в таинтсва ее образа, в строй ее речей, которые состоят из последовательности звуков издаваемых время от времени при появлении демонов, когда те открывают свое присутствие. Видел я также сердца демонов. Одни из них пели, другие же расставляли западни, обольщая и строили всякие козни. И передо мною проходили вереницы свиты всех богов и богинь. В тех местах провел я 40 дней и 40 ночей, питаясь после заката лишь древесными соками. С 15 лет меня стали обучать жрецы: Семь пророков и пророчиц дьявола с которым последние общались с глазу на глаз. Вот они то и дают работу всем демонам. Дьявол же наставлял меня в том, каким образом земля прочно дерится на своих опорах. Он обучал меня законам воздуха и эфира. Я плавал по морю до самого Тартара и наконец я отправился в Аргас. Я участвовал в празнествах Геры, где узнал как разлучать жен и мужей и как сеять ненависть между братьями и сестрами. Я познал единство воздуха и эфира, я постиг, как земля входит в соединие с водой, и как вода в свою очередь соединяется с эфиром. Затем я отправился в город называемый Фалес(Эллида), расположенной в стране, называемой Лакедемон. Я познал таинства Гелиоса и Артемиды, законы света и тьмы, звезды и их орбиты. Затем я отправился к людям, называемым фригийцами, у них я научился предсказаниям и узнал я также о членах тела, совершающих внезапные судорожные движения, о нервах, которые сокращаются, вызывая нестерпимый зуд и об иных неразрывно,связанных друг с другом. Я овладел искусством словесных уловок, научился угадывать число выбрасываемых в игре пальщеы, а также числа ненароком слетающие с уст. Одними лишь словами я сотворял предметы и придавал им реальность. Побывал я также в Мемфисе и Гелиополе. Я посещал их тайные подземные святилища, где демоны воздуха вступают в союз с демонами, обитающими в земле. Я узнал, как они вводят людей в искушение и как духи борются с демонами. Я узнал, сколько есть князей тьмы и какова их взаимосвязь с душами и телами, лишенными разуменья, вплоть до рыб и узнал я, каковы их князей - дела. Иной побуждает сторонится какого-либо человека, иной так воздействует на его разум, что человек отдается в его власть. Иной воздействует на память, иной вселяет в него ужас, иной строит хитроумные козни, иной приводит в удивление, иной приводит к забвению, иной подстрекает толпу к мятежу и таким же образом происходит множество иных дел. Я видел души гигантов во мраке и согбенные в тени земли, словно под тяжкой ношей. Я видел как драконы вступают в связь с демонами и ощущал во рту горечь яда, истекающего из их пастей. Сим ядом, духи воздуха порождают все человеческие недуги. Я жил в этих местах. Дух лжи являлся мне во многих обличиях. Дух похоти был о трех лицах, дух гнева был подобен твердому камню, дух злословия с несметным числом острых языков. Дух ненависти подобный слепому с глазами на затылке и постоянно избегающий света. Дух злорадства являющийся в виде иссохшей кости. Видел я и духов тцеславия, добродетели и мнимого правосудия с помощью которых демоны уловляли греческих философов, на самом же деле они совершенно немощны и не имеют никакой силы. Одни из них подобны пыли, тогда как другие подобны теням. ЧИсло же демонов, которые уподобляясь идолам, вводили в заблеждение греческих философов равно 365. Тридцати лет отроду я покинул Египет и направился в страну халдеев дабы узнать, что такое эфир. Люди в этой стране говорят, что он расположен над огнем. Мудрецы же их утверждают, что он выше света. Мне были названы 365 частей эфира, каждая из которых обладает собственной природой и вступает в связь с силами материальных субстанций, каковые суть наши тела. Однако некоторые из них не подчиняются миру света и противостоят ему. Меня также обучили тому, как склонить их к участию в замыслах создания материальных существ, как довести до них волю света и принудить к повиновению. Видел я между ними и посредников. Меня удивило число духов тьмы, летающих в воздухе. Я узнал заведенные между ними обычаи и убедился, что соблюдаюся они неукоснительно. В тех края действует основной закон: добрая воля, заповель и здравый смысл, позволяющий всем им наслаждаться жизнью. Если же вы поистину готовы мне поверить, то я видел воочью и самого Дьявола. Я заставил его явится предложив ему... ( пропущено несколько слов, помехи в эфире) Я приветствовал его лицом к лицу, я беседовал с ним, он же думал, что я один из Великих, предстоящих перед ним. Он назвал меня способным юношей, которого легко обучить и еще малым князем достойным его общества... Он сказал: - Я окажу тебе помощьь в жизни твоей, всеми силами, ибо он был весьма высокого мнения обо мне. Когда же я собрался уходить он громко обратился ко мне по имени "О ревностный Киприан будь силен и настойчив во всем, что делаешь." И облик его был цветку радости,украшенному самоцветами. Голову его венчала корона усыпанная такими же камнями, сияние которых озаряло все вокруг.Его одеяние сверкало так ярко, что все вокруг повергало в трепет"
Музыка
" После некой встречи с девой христианкой Юстиной, все чему меня научили мудрецы Греции,Фригии, Египта и Халдеи показалось мне легкой дымкой поднимающейся в сумерках после жаркого летнего дня"
Смотрите, Киприан, как и Фауст столкнулся лицом к лицу с самим учителем премудрости мира сего. Но в отличии от Фауста, который страстно всю жизнь искал этой встречи, вдруг, отдался премудрости Божьей Любви и в глазах мудрых мира сего он оаказался безумцем, шутом. Относилось это к миру в котором жил Киприан и ровно также непосредственно относится к миру сегодняшнему Ну какой человек, слушающий эту исповедь не позавидует объему тайных знаний Киприана
Музыка
Будущий епископ и мученник Киприан уложил в сумку магический жезл, кубок, чашу, меч и пентакль Киприана-волхва, это атрибуты мага, если вы помните с первой карты, вскинул ее на плечо и тронулся в путь, не отгоняя бросающихся на него собак этого мира, наоборот, отзываясь на просьбы о помощи, не смотря на рзорванные штаны. И двинулся он вперед к предстоящему кресту или мученичеству... Вокруг него греческие, фригийские, египетские, халдейские маги, наверное показывали на него пальцем и кричали%- "вот идет шут, вот идет дурак" Ибо для того времени он отвернулся от самой главной сущности человеческой культуры и цивилизации - от интеллекта, разума. С чем всемогущий владыка, назвавшие его способным юношей, которого легко обучить, он и Фауст встретились лицом к лицу. Дух знания ради знания, искусство р ади искусства, возможно созданны этими самыми желаниями человеческими, получать удовольствие ради самого удовольствия, призвал его быть сильным и настойчивым. Он превозмог собственную своенравную волю и посвятил себя науке любви, вот этому слабенькомсу, живущему в каждом из нас ощущению надежды на справедливость и всеединство непобедимо живущих у нас внутри, являющихся силой самой жизни Что было дальше? Дальше он учил, исповедывал и умер мученической смертью... Однако умер ли он или он так путешествует дальще, воскресая непрерывно в своих учениках и идя по миру налегке. Я совершенно не шучу, поскольку история тайных знаний знает множество воскресших Киприанов. Однако, мы очень боимся понятия русское массонство. Русское массонство 18 века. Однако, русские массоны считали себя мартинистами, то есть учениками Луи Клода де Сен-Мартена, который долгое время занимался церемониальной магией. Для него эта магия оказалась эффективной и реальной. Она принесла ему богатство и власть Но убедившись в реальности и эффективности этой магии он полностью осознавая, что делает, отказался от магической практики и обратился к ( нрзб. помехи эфира) Якоба Бёма ...... единства отдельной человеческой души и бога. Он выдержал Фаустовское испытание. И поэтому не надо бояться магических пассов исторического нашего массонства. Это были мистически оиентированные, но все-таки абсолютно искренние христиане. Это относится и к Полю Сидиру, многие кн жки которого издавлись даже в последние десятилетия, легендарному практическому магу. Он был членом и посвященным по меньшей мере 20 братств более менее тайных, но в январе 1909 года он вышел из всех братств, отказавшись к изумлению давних друзей от всех должностей и титулов,которыми эти братства его облекали и от всех денег к которым вели эти титулы. В его жизни возникло некое обстоятельство, торжественное и решающее событие, которое привело его к осознанию пустоты всех тайных обществ и направило по пути Нового Завета. Этим событием стала его встреча с Филиппом Леонским. Я почитаю вам цитату из его воспоминаний "Вместе с некоторыми моими товарищами, я прошел как мне кажется все круги эзотеризма и с неподдельным рвением обследовал все тайные святилища в неугасимоф надежде на успех. Раввины раскрывали передо мной свои неведомые манусткрипты. Алхимики принимали в своих лаюораториях. Суффии, буддисты и даосы во время долгих ночных бдений приводили меня в обиталищв своих богов. Брамин позволил мне скопировать свои таблицы мантр. Йогин открывал передо мной все тонкости созерцания. Но однажды вечером после некой встречи все чему научили меня эти замечательные люди показалось мне маревом в сумерках после жаркого летнего дня." Ровно такую же эволюцию взглядоа претерпел известный у нас и бывший при дворе Николая Второго,оккультист Папюс. Уже покинув Россию он пережил некую встречу, которая сделала его последовательным христианином. Я сейчас не про христианство, а про некий мучительный трудный для современного человека шаг. Наверное, те немногие, кто слушает наши маленькие спектакли, посвященные Таро, уверены, что знания которые могут дать эти карты, это знания магические, то есть знания, которые ведут к власти над миром. Самое удивительное, что это не так. Карты учат тому, что подлинное знание человек приобретает одним усилием, которое очень просто описать но невероятно трудно сделать. Это отказ от своей власти над миром Спокойной ночи
Часть Вторая
Доброй ночи, доброй ночи всем безумуам которые остались вместе с программой серебрянные нити в гащем потихоньку стремящемся к окончанию внутреннем спектакле посвященным загадочным картинкам старинных карт Таро. На той картинке которую мы условно считаемпоследней на картинке замыкающец круг и извлекающей подлинного "Я" на самом деле объединены может быть две главные ситуации челдовеческой дущи. Если хотите, это снова даа рода, две разновидности безкмия чселовеческого. разрванная штанина вечного путника или вечсного Дон=кихота нашего дурака и счредневекового шута может обраховаться только двумяспосбами или дух в образе дураке рытается окончательно выдернуть свою ногу из жзубов своего же собственного разума или наоборот разуи, воплощенный Мефистофелем он же собака паытается выбить почву их под ног духа, остановить его дыижениевперед и судя по картинк ена послденем Арканеони остаются вместе навечно. И поэтому 22 Аркан Таро является олицетворением чпезвучайно непривычной нам все мысли. Это способ преодоление последней антиномии которая была нарисована кна карте Сумерки. Он одлицетворяет странный метод принесения Разума в жертву Духовности. разум оказываектсяс можно принести в жертву не только уничтожив его, но и помощьб роста и развития самогоразума, посекольку опять же где то в глубине души там где таится эта тайна я надежда на справделивость, гармонию и красоту, которые превращаетнормальных людей в Дон-Кихотов ламанчских, там же таится и знание о том, что рассудок и духовность не могут быть противоположны друг другу. Чтоы лучше понять о чем идет речь, давайте снова вспомним апостола Павла. Он писал в том же посланиик коринфянам. Цитирую " И иудееи требуцют ичудес и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого и иудеев это сооблазн а для эллинов это безумие. Для самих же призванных иудеев и эллинов христа божью силу и божью премудрость." Лучшие из язычников, философов эллинов в своих учениях исходили в устремлении к космическому разуму, к космическому логосу. Помните,мы когда-то называли это верой науке, тогда как иудеейские духовные лидеры жили в ожидании и ожиданием чуда, кот орое преобразует мир то есть проявление силы царя небесного через его помазанника: царя земного. Первые хотели понять мир, понять его разумаом,а последние ожидали его чудесного магического преображения.. Проповедь же распятого Христа была безумием псскольку про тиворечила как главной философов о том что есть мир, что есть мирвоплощение космического разума,так и главному тезису ветхозаветного иудаизма о том что царь небесный восседает над миром и вмешивается с небесного престлола в земные дела лишь молниями, через пророков, чудотворцев и через миссию. в глазах иудеев смерть на кресте была поражением силы Господа, проявления которой они ожидали. А вовсе не победой А для эллинов в поступках Христа чудилось полное отсутствие того самого разма. Логос не мог совершить подобной глупости и поэтому апостол Павел, между прочим, не пытается чего-то объяснить. Он в своем послании просто ставит задачу : к то из вас думает быть мудрым в веке сем тот быть безумным, чтобы быть мудрым, ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом" Точка. Хочешь быть мудрым? Делай Так. То что кажется, противостоянием на самом деле является призывом к взаимной терпимости к мирному сосуществонию, духовности интеллекта. Евангельское выражение "сыны века сего догадливее сынов света" прекрасно передает эту идею. Историческим она проявится в признанной и взаимотерпимой двоиственности философии и теологии. Мудрость эллинов, а это прежде всего философия Платона и Аристотеля которая во времена св\того Павла видела лишь безуми в проповеди распятого Христа стала союзницей Откровения Сначала Ориген и Климент Александрийский решили прибегнуть к философии плптонизма затем поих стопам пошел блаженный Августин, позднее Альбер Великий, Фома Аквинский открыли путь философии Аристотеля в сферу богооткровенных истин. Между прочим, орден доминиканцев мы обязаны появлению схоластики МЫ привыкли подшучивать над ней, но схоластика обозначала период многовековых усилий, направленных на сближение духовности и интеллектуальтности. Именно то, чего так окончательнои не смогла сделать с холастика скрывается духовный философский камень Алхимии В Изумрудной Скрижади Гермеса Трисмегиста написано "Могущество его совершено,е сли его применить к земле Им отделяется элемент Земли от элемента Огня. Тонкое от грубого, осторожно с превеликим тщанием. Оно восходит от земли к небесам и снова нисходит к земле и соединяеь в себе силу верзнего и нижнего" Вот это соединение силы верхнего и нижнего выражабщееся в абсолютной свободе чкеловеческого духа осознавшего себя
Вторая часть
Доброй ночи, доброй ночи всем безумцам, которые остались вместе в программой "Серебрянные нити" в нашем потихоньку стремящемся к окончанию цикле внутренних спектаклей, посвященным загадочным картинкам старинных карт Таро. На той картинке, которую мы условно считаем последней, на картинке замыкащей круг и извлекающей подлинного Я, на самом деле объединены, можеть быть, две главые ситуации человеческой души, если хотите, снова, это два рода, две разновидности безумия человеческого. Разоранная штанина вечного путника или вечного Дон-Кихота, нашего дурака и средневекового шута может образоваться только двуумя способами. Или дух в образе Дурака пытается окончательно выдернуть свою ногу из зубов своего же собственного разума или наоборот, разум, воплощенный Мефистофель, он же собака, пытается выбить почву из под ног духа, остановить его движение вперед. И судя по картинкам на последнем Аркане они остаются вместе навечно. И поэтому Двадцать второй Аркан Таро является олицетворением чрезычайно непривычной нам всем мысли. Это способ преодоления последней анитиномии, которая была нарисована на карте Сумерки. Он олицетворяет странный метод принесения Разума в жертву Духовности. Разум, оказывается можно принести в жертву не только уничтожив его, но и с помощью роста и развития самого разума, поскольку опять же где-то в глубине души, там, где таится эта тайная надежда на справедливость, гармонию и красоту, которая превращает нормальных людей в Дон-Кихотов Ламанческих, там же таится и знание о том, что рассуок и духовность не могут быть противоположны друг другу... Чтобы лучще понять о чем идет речь давайте снова вспомним апостола Павла . Он писал, в том же посланиии к коринфянам. Цитирую "И иудеи требуют чудес и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого. Для иудеев это сооблазн, а для эллинов - безумие. Для самых же призванных иудеев и эллинов Христа божию силу и божью премудрость." Лучший из язычников, философов-эллинов в своих учениях сходились в устремлении к космическому разуму, к космическому логосу. Помните, мы, когда-то это называли: верой науке? ТОгда как иудейские духовные лидеры жили в ожидании и ожиданием чуда, которое преобразует мир, то есть проявление силы царя небесного через его помазанника, царя земного. Первые хотели понять мир, понять его разумом, а последние ожидали его чудесного магического преображение. Проповедь же распятого Христа была безумием потому, что противоречила как главной идее философов о том, что весь мир есть воплощение космического разума так и главному тезису ветхозаветного иудаизма о том, что царь небесный восседает над миром и вмешивается с небесного престола в земные дела лишь молниями, вспышками своего могущества Через пророков, через чудотворцев и через Мессию. В глазах иудеев, смерть на кресте была поражением силы Господа, проявления которой они ожидали, а вовсе не победой. А для эллинов в поступках Христа чудилось полное отсутствие того самого разума. Логос не мог совершить подобной глупости и поэтому апостол Павел,между прочим, не пытается чего-то объяснить. Он в своем посланиии просто ставит задачу. "Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым, ибо мудрость мира сего есть безумие перед богом" Точка. Хочешь быть мудрым - делай Так. То что, кажется противостоянием на самом же деле является призывом к взаимной терпимости, к мирному существованию духовности и интеллекта. Евангельское выражение: " Сыны века сего догадливее сынов света" прекрасно передает эту идею. Исторически она проявится в признанной и взаимотерпимой двойственности философии и теологии. Мудрость эллинов, а это прежде всего философия П латона и Аристотеля, которая во времена святого Павла видела лишь безумие в проповеди распятого Христа: стала союзницей Откровения. Сначала Ориген и Климент Аллександрийский решили прибегнуть к философии платонизма. Затем по их стопам пошел блаженный Августин, позднее Альберт Великий и Фома Аквинский открыли путь философии Аристотеля в сферу богооткровенных истин. Между прочим, ордену доминиканцев мы обязаны появлению схоластики. Мы привыкли подшучивать над ней, а схоластики означала период многовековых усилий, направленных на сближение духовности и интеллектуальности. Именно в том, чего окончательно так и не смогла сделать схоластика, скрывется духовный философский камень алхимии. В Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста написано "Могущество его совершенно если его применить к земле. Им отделяется элемент земли от элемента огня. Тонкое от грубого. Осторожно, не великим тщанием. Оно восходит от земли к небесам и снова нисходит к земле и соединяет в себе силу верхнего и нижнего" Вот это соединение силы верхнего и нижнего, выражающееся в абсолютной свободе человеческого духа осознавшего себя, именно это и изобржает ри сунок Двадцать второго или нулевого Аркана Таро, рисунок подлинного человеческого "Я". Процесс индукции, восходящий от земли к небесам и процесс дедукции, который нисходит на землю...молитва, которая восходит от земли к небесам и откровение, которое нисходит на землю, то есть усилия человека, которые тратятся им на духовные совершенствования и воздействие благодати тут объединяются и образуют полный круг, который в конце-концов сжимается и концентрируется до точки,где восхождение и нисхождения сжимаются и происходят одновременно. Эта точка, находящаяся внутри души человеческой и есть философский камень: принцип тождественности божественного и человеческого начала. Разум и откровение, интеллектуальность и духовность
Музыка
Удивительно, но эта попытка найти в своей душе точку философского камня, точку объединения человеческого и божественного, интеллектуального и духовного. Эта попытка невероятно русская. Во всяком случае, именно здесь можно усмотреть главный вектор российского философствования от Леонтьева и Хомякова до Владимира Соловьева, Николая Бердяева и других известных и неизвестных имен. Они же не были ни мистиками ни герметистами, они искали ответ на философские вопросы и находили его в попытке слияния духовности и интеллекта. Пьер Тьер де Шарден считал себя абсолютно последовательным католиком, но он был человеком, который сделал для этого слияния так много, как никто другой. Карл Густав Юнг был моим коллегой, врачом, психиатром, но ни в коем случае не был ни оккультистом, ни эзотериком, ни мистиком, но какой огромный вклад он внес в возможность слияния человеческого духа и науки. Дух дышит где хочет, но задача некой глубокой духовной традиции всегда состояла в том, чтобы поддерживать древнейший идеал чуда во всем мире. Это чудо нисхождения знаний от земли к небесам и нового их подъема обратно в небо. Великий духовный труд осуществлялся всегда и во все времена и в самых разных культурах всегда были представления о знании, которое спускается с небес в виде откровения и знаний, которые восхоят к небесам от человека. Говоря, например, языком индо-тибетской духовной традиции, дух человеческий всегда был представлен Аватарами и Буддами. Эта традиция пребывает в ожидании одновременно, как новой волны откровения, кульминационной точкой которого будет явление аватара Калки, так и появления нового будды Майтрейи. В то же время изотерический ислам, шиизм и суфизм ожидает прихода Двеннадцатого Имама, который в конце нашей эры принесет полное откровение всех божих откровений. А верующие иудеи по-прежнему ожидают прихода мессии. Об уповании на второе пришествие Христа можно и не говорить... Почему я говорю о принятых на Востоке понятиях Аватаров и Имамов с одной стороны и Будд с другой стороны.? Аватар, как и Имам - это личность являющаяся кульминацией божественного откровения,откровения свыше (Тогда, как Будды, а вы знаете, что Гаутама Будда был лишь один из целого их ряда) представляют собой кульминационные точки отдельных эпох человеческой истории. Это не откровение свыше а пробуждение человеческого сознания Слово "Будда" означает: пробужденный, тогда как Аватар означает: нисхождение. Нисхождение, рождение Бога в человеческом облике, проявление лика божьего в образе и природе человека - таков вечный Аватар. Аватары это нисхождение божественного начала, а будды - это возвысившиеся люди, то есть вершинные точки человеческого начала в процессе эволюции...
Музыка
А в христианском мире вообщем то анологично различие между Святыми и Праведниками. Святые анологичны аватарам в том, что в них и через них появляется откровение божьей благодати. А праведники в чем то аналогичны Буддам, давая живые свидетельства духовного пути человеческого. Иов не был святым, но был праведником одним из тех праведников на которых держится мир. Праведные люди показывают сколь велика ценность человеческой природы, когда пробуждается и расрывается вся ее сокровенная суть. Праведники суть подлинные, не словесные гуманисты, цвет чистого гуманнизма. Они служат служат подтверждением тому, что сутью человеческой природы является образ и подобие божье. Таким было свидетельство Иова. Таково же было свидетельство Сократа. О том же свидетльствовал и Кант, провозгласив во всеуслышанье, что сколь бы ни была человеческая душа обделена озарение благодати и откровения свыше, она несет в себе категорический императив, имманентный нравственный закон, который мудрецы Индии именуют Дхармой, который побуждают ее действовать и думать так, словно она вечна и бессмертна и стремится к бесконечному совершенству. .. Если вы слушаете меня внимательно, то вы наверное слышите, что остатки этих ощущений в искаженном, подранном на части виде постоянно присутствуют в любой человеческой душе. Другой вопрос думаем ли мы над ними? Ведь именно человеческая мысль, тот самый рассудок и способен вознести человека до уровня праведника или Будды. Точно также как существуют две любви: любовь к богу и любовь к ближнему, которые невозможно разделить, так существуют и две веры, которые столь же нерасторжимы: веры в Бога и веры в Человека. Святые и мученники свидетельствуют о БОге. А праведники о Человеке, как образе и подобие божьем.Первые укрепляют веру в Бога, вторые возрождают и укрепляют веру в человека. Наверное, это именно то,чего так мучительно не хватает нам сейчас. "Много у меня прошлых рождений. Я Атман, не рожденный, непреходящий. Я существ владыка. И все же, превосходя свою природу, Я рождаюсь в собственной майе Всякий раз, когда ослабляется дхарма И беззаконие превозмогает Я создаю себя сам. Для спасения праведных, для гибели злодеев Для утверждения закона из века в век Я рождаюсь" Это слова Кришны из Бхагават Гиты И в них самое главное для 22 Аркана. "Тогда ослабляется дхарма и беззаконие превозмогает. Я снова и снова создаю себя сам" Идея ожидания прихода нового Будды и нового Аватара по-прежнему жива, как в восточном, так и в западном мире. Вокруг самой этой идеи немало путаницы. Но если следовать логике наших 22х старинных картинок, если мы правы в своем предположении о том, что мир стремится к точке слияния духовности и интеллектуальности, то можно прийти к следующему выводу Ожидаемый индусами аватар Калки и ожидаемый буддистами Майтрейя-будда должны явится в одной и той же личности. В историческом плане Майтрейя и Калки будут одним человеком. Индусы ожидают Автара с телом гиганта и головой лошади - это Калки. И ожидаемый Будда, который станет подателем блага во вполне человеческом образе и этот человек обозначит собой полное единение самого возвышенного человеческого начала и высочайшего откровения. Так что мир духовный и мир человеческий будут говорить и действовать в нем одновременно и в полном согласии. Иначе говоря, грядущий Будда-аватар будет не только говорить о благе, но и говорить благое. Он не просто будет учить пути спасения, но и сам будет ему следовать. Он будет не только свидетельствовать о Боге, и духовном мире, но и людей сделает подлинными свидетелями этого мира...
музыка
Были ли в истории примеры людей объединяющих в себе эти два начала? Я вспоминал уже о Пьере Тьяре де Шардене... Можно пойти и в глудину веков. Например, загадочная история святого Игнатия Лойолы, основатель ордена иезуитов, который как известно был искусен не только в молитве, но и и в медитации. Можно сказать, что Лойола в значительной степение предвосхитил вот это чувство слияния духовности и интеллектуальности. Молитвы и медитации. Он писал о спокойном теле совершенной уверенности как следствие взаимодействия человеческой дисциплины и откровения свыше. Уверенности, которой обладал сам святой Игнатий, которого достигли в духовных упражнениях его ученики. Возможно, он являетсся впечатляющим образом грядущего Будды-аватара. Я знаю, что святой Игнатий не вызывает восхищения ни у православных, ни у протестантов, даже у самых католиков. В лучщем случае он удостаивается холодного признания более проницательных интеллектуалов обеих конфесссий. Однако популярность и не популярность подчеркнутуто не имеет никакого отношения к Двадцать Второму Аркану. Мы можем предположить в нем слияние духовности и интеллекта. А популярности образ нарисованный на картинке вовсе не предполагает. Он вообще никак не зависит ни от каких оценок и симпатий. Наоборот, можно предполагать, что противниковв современном мире у него будет гораздо больше, чем сторонников. Но не вспоминать же, честное слово, знаменитую легенду Достоевского о Великом Инквизиторе. Поскольку приверженцы чистой веры и чистого знания не замедлят возразить, что происходит опасная стирание границ между верой и наукой. Ведь ни те ни другие так и не приняли деятельность Пьера Тьяра де Шардена. Что до святого Игнатия Лойолы то нас интересуют не только его героические усилия, направленные на объединение духовности и интеллектуальности, но в первую очерель то, что у нас в первую очерель помнят мало. Святой Игнатий начинал, как юродивый во Христе. Он начинал дураком и опыт юродства позволил ему за тем достичь мудрости и равновесия между миром мистических откровений и человеческих дел и свершений. Ведь на страже единства этих двух миров стояли иезуиты, псы господни. По крайней мере, при жизни самого святого Игнатия. Возможно, о нем так редко вспоминают потому, что он единственный , кто смог построить то, что в нашей стране называлось гармонией власти. Ведь это же наша мечта. Гармония между духовной и светской властью. Это за ней, так тщательно следил святой Игнатий. Кто знает, может быть, он хорошо усвоил урок Нулевого Аркана... Двадцать второй Аркан вовсе не Аркан безумия.. Это Аркан здравого опыта человека, который оказался посредником между двумя мирами:божественным и человеческим. Он не может улететь в мир горний, уйти в горы, по котороым идет на лассическом рисунке марсельского Таро, его все время останавливает собака. Не может он и спустится обратно вниз. Однако, нижний мир не может его зацепить потому что он вольный спутник. Он путешествует по горам и смотрит ссверху. Ведь истинное продвижение по пути духа, означает, что реальный мир становится человеку понятен. Он же является частным случаем каких-то наиболее общих закономерностей. Закономерностей творца, вселенной, которой духовный человек постиг. И кто же нужен нашему сегодняшнему миру в котором вера и разум существуют как бы абсолютно раздельно почти в каждом конкретном человеке? Это святой Игнатий, который может привести к гармонии эту вечную антиномию, который может помочь сделать так, чтобы я не только в церкви был христианином, но и на работе и в семье тоже. Это объединение мучительно трудно, но возможно... Вот о чем говорит этот Аркан. Чаще всего, будучи выбраныс, как самый интересный в реальной человеческой жизни, он говорит не о том, что человек оказался в ситуации полной свободы, а как раз об этом раздвоении, коорое он никак не может преодолеть. Раздвоение между своей совестью, которую он научился реально слышать и ощущать и практическими нуждами. Раздвоение между знаниями и верой, между прагматизмом и моралью. Однако, если человек это противоречие в себе почувствовал, как вы знаете - это первый шаг. Поскольку в ненависти и безразличии творческое начало отсутствует. Одна лишь любовь может являться источником причиной и движущей силой творения и развертывания мира. Никто не творит то, чего не любит. Как никого не подвигнет к творчеству отсутствие интереса к предмету этого самого творчества. Как только возникает интерес и человек разрешает себе до конца его чувствовать, до конца мыслить о том, что движет его жизнью, о той самой надежде, которая возникла в последней геометрической фигуре Таро, он делает первый шаг, первый шаг к любви и пониманию. На этом наше большое путешествие заканчивается. Но я думаю, что мы с вами все-таки попробуем понять как все это высокое и философское и умное можно попробовать применить в реальной жизни...
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
Последний раз редактировалось Иван Журавский 10 июн 2011, 16:14, всего редактировалось 1 раз.
|