Певица писал(а):
Сомнение, в жизни творческого человека, наверно, всегда находится где-то рядом.
Когда после слов признания проходит какое-то время, из тишины вновь появляется шепоток: а действительно ли "если ты не можешь чего-то не делать..." значит - это кому-нибудь нужно"? Например, со стороны сверстников, чаще всего встречаю равнодушие к своему творчеству, кто-то говорит, что так петь сейчас не модно, советует перейти к сотрудничеству с авторами помоложе и самое опустошающее – “ну… это как-то никак”.
Как говорится "Обидеть художника может каждый"… Один отрицательный отзыв ставит под сомнение все положительные, даже весомые.
Мастера перед глазами... И тут ты, пытающийся... Даже претендующий на собственную нишу! Кстати, с нишей не просто – люди привыкли к каким-то стандартам (взять даже конкурсы, ВУЗы), к чему-то явному привыкли, сравнивают данные.
Когда слушаю свои записи, обычно, я не очень довольна, мне мало, думаю – а вот здесь так надо было сделать, здесь так… Наверно, это естественно…
Когда варишься в собственном соку, не можешь ведь вполне адекватно оценить то, что сделал, нужно мнение со стороны. Напишешь песню и самой кажется - хороша получилась, показываешь кому-то и тебе говорят "не очень интересный припев, подумай еще... " Но прежде чем думать над новым припевом, надо понять что верно: мнение со стороны или уже существующий припев – то, что надо...
Александр Геннадьевич, на что тут ориентироваться, чувства, ощущения запутываются, смешиваются?
Как не усомниться в том что ты делаешь, что это чего-то стоит, кому-то нужно?
Увы... Не знаю я ответа на этот вопрос.
Точнее говоря - я и до сих пор могу сказать про себя примерно то же самое.
Ответ вы четко сформулировали сами:
"если ты не можешь чего-то не делать..." значит - это кому-нибудь нужно"?Главное, что помогает
мне продолжать делать то, что я делаю (хотя мои "деяния" трудно отнести к "творчеству" - для меня они все равно творчеством являются) это осознание того, что
"адекватности" или "объективной оценки" не существует.
Существует только субъективность. Во всем - даже в науке.
Вот эту самую фразу я и повторяю себе, когда получаю "оценки" подобные тем о которых вы пишите.
Вечный вопрос: "А судьи кто?" - мне очень помогает жить.
Мы все ждем... христианского отношения к себе: попытки другого человека с любовью проникнуть в наше творчество и не предвзято говорить о нем - вот что мы называем "отзывом". Но... как раз этого нам никто и не обещал,
особенно в профессиональной среде. Да и мы сами часто не умеем делать этого по отношению к творчеству коллег.
Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить всех тех, кто оставил
со-чувственные отзывы в разделе "книги". По этому письму легко понять как это важно!
Когда начинаешь осознавать, что ждешь практически невозможного, возникает и понимание "подробностей".
Благодарным нужно быть за любой отзыв - в том числе и негативный, поскольку он подталкивает тебя к
смыслу - осознанию каких-то нюансов твоего труда, которые позволяют тебе меняться - улавливать в твоем творчестве что-то, чего не слышишь ты сам.
Это такое упражнение - благодарность (и внешняя и внутренняя) уже за то, что на тебя обратили внимание: это и есть "подставь другую щеку".
Нужно сквозь ругань понять, на что дал реакцию ругатель:что его задело? Это позволяет уточнять нюансы
музыкального тона - решить убрать "задевшее" или, наоборот - усилить до маразма, что бы "пробрало до печени"...
Дело в том, что совсем не реагировать на критику тоже нельзя: творчество обращено к другим, и если человеку совсем плевать на публику, он рискует остаться неуслышанным. Если это первый раз получилось, начинаешь понимать и другое: "запутанность и смешанность" у тебя в голове - и есть
материал для творчества! В другом виде он не существует, просто потому, что музыка возникает как гармония... противоречивых эмоций!
Твоя эмоция и эмоция критика через хаос соединяются и дают некую "результирующую кривую" мелодии, в которой основным вектором все равно остается твое собственное чувство.Понять это - означает простить
себя за то, что ты не идеален,... как и твои критики.
Чаще всего "запутанность" просто требует паузы - утро вечера мудренее (я предлагал вам перенести, то что "путает" - интернет - на утро). Чем больше путаница - тем более отчетливо после паузы понимаешь , что "припев" изменить невозможно - он твой - но можно изменить тональность, аранжировку... и т.д. пока они не станут столь же твоими... как "сновидение смешного человека".
Точнее это чувство описать нельзя, поскольку это
сама субъективность. Ей нужно довериться. Каждый родившийся у нас ребенок наш - вместе со всеми его недостатками, а недостатки есть всегда.
В доверии продукту собственного творчества то же есть одна
главная "подробность":
Человеческое творчество не может быть "совершенным" или "окончательным".
Каждый творческий продукт - несовершенен потому, что он существует во времени. Я довольно давно оговариваюсь:"я, сегодняшний, думаю так...". Это значит: "никто не может лишить меня права завтра думать иначе".
Завтра у вас будет следующее чувство музыкального совершенства. Продукт "сегодняшнего совершенства" не нужно боятся "отпускать на свободу" (как и любимого ребенка), поскольку у вас еще есть возможность реагировать, думать и чувствовать... изменятся.
Мы ведем себя так, будто эта "песня" - последняя.
Это связано с мучительно неправильным пониманием нами мысли "прожить каждый день, как последний". На самом деле эта мысль - о необходимости создавать, а не потреблять, она о необходимости "отпускать" свое творчество к людям и начинать следующее - нельзя останавливаться!
Пусть каждая ваша песня будет последней - сегодня! Завтра случится следующая последняя песня!
Сооснователь ТНК Apple Стив Джобс удивительно точно высказал эту мысль выпускникам Cтэнфорда:
"Уже 33 года, я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: “Если бы сегодняшний день был последним в моей жизни, захотел ли бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?”. И как только ответом было “Нет” на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять. Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что всё остальное – чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала – все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что у вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца.
.. Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса не хотят умирать. И всё равно, смерть – пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать её. Так и должно быть, потому что Смерть, наверное, самое лучше изобретение Жизни. Она –причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Сейчас новое – это вы, но когда-то (не очень-то и долго осталось) – вы станете старым и вас очистять. Простите за такой драматизм, но это правда.
Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично."