Александр Геннадьевич будет рассказывать про минисериал «Ход королевы». Пока есть только семь серий первого сезона. Сама наверняка не стала бы смотреть, ведь он про шахматистку. Но если сериал заинтересовал психолога, может, в нем и для меня есть интересное? Фильм нетяжелый и недокуменальный, скорее, развлекательный.
Я обратила внимание на два момента. Первый – как люди помогали Бет Хармон, главной героине. Это важно. Я читала несколько книг Малкольма Гладуэлла, теперь уже не вспомню, в какой он говорил о невосполнимой в дальнейшем важности встречи с наставником. Например, юный человек заканчивает институт и в отсутствии помощи и поддержки рискует остаться середнячком, даже имея огромный талант. Вопреки поговорке, что талант пробьётся в любом случае, а не пробился - то и не талант, не каждый талант может преодолеть торможение со стороны окружения и прорваться к лучшим возможностям. Наставник, тренер, учитель – жизненно необходим каждому таланту. Не говоря уж о том, что нужно и материальные проблемы как-то решать. Малькольм Гладауэлл писал: «То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества».
А вторая человеческая уязвимость, о которой я хотела сказать в связи с фильмом, это то, как Бет переживала поражения. Шахматы только называются игрой. Может, поначалу лишь. А когда спортсмен переходит в высшую группу, вряд ли происходящее можно считать игрой, настолько высоки ставки. Желание победы становится запредельным, фантастическим, может, даже слово безумным подойдет. Трудно даже представить, насколько натянуты нервы участников. Кажется, это напряжение само по себе невыносимо. И страх еще появляется, если случилось поражение. И Бэт преодолевала страх не самым лучшим образом, была на грани срыва. Думаю, именно из-за того, что считается, что мужчины и женщины обладают разной устойчивостью к стрессу, соревнования проводятся раздельно по полам. Также думаю, что в будущем соревнования станут смешанными. Никого ведь не удивляет (теперь), что девочки и мальчики учатся в общих школах, в институте тоже вместе, нет разделения. Так и с шахматами случится. Но в 1968-ом победа женщины была невообразимой. Ей бы просто не дали победить. И не потому, что дело происходило в Москве. Ну, а продолжая про Бэт, сочетание страстного желания победы и страха крушения, того, что воспринимается жизненным крахом, приводило к пьянству.
Начала писать, думала, что ограничусь двумя соображениями, но вспомнила еще о маме Бэт, Элме Уитли. Для меня она пример того, что происходит с человеком, которому не удалось реализовать свою мечту. Страх сцены – это тот же страх провала в случае, когда ценность желаемого сверхвысока, сила мечты и страсти безмерна, она захлестывает человека. «Я просто умру, если не получу то, что хочу». Кто хочет умереть? Лучше уж я ужаснусь и запрещу себе выходить на сцену. Пианистка Элма как раз и умерла, реализовала сценарий. В качестве шутки: для меня было в новинку, что одним из симптомов гепатита является кашель. И да, Элме Уитли не помог никто, а мешали все.
И еще смешно было, когда Бенни Уоттс, чемпион США по шахматам, приглашая Бэт к себе домой, чтобы помочь ей подготовиться к очередному турниру, очень серьезно потребовал: «И даже не думай о сексе». В результате, даже если она и не думала, то теперь уж точно не могла не думать.
Ну и еще одно замечание. Показано, как отходят от шахмат люди, добившиеся серьезных побед. Например, бывший чемпион штата Кентукки идет учиться в институт, чтобы получить вполне обычную специальность. Гарри Белтик сам и объясняет, что нет в нем того энтузиазма, фанатизма, который не отпускает Бэт. Этот фанатизм и счастье и беда тоже. Одержимость. Вся жизнь шахматам. Они воспринимаются как самое лучшее, что есть в мире, средоточие жизни. Остальное существует, но вне фокуса внимания. А жизнь требует свое и отвлекает. Дом пришлось покупать, и остро необходимая поездка в Москву состоялась практически чудом.
О, и еще один малюсенький эпизод позабавил. Когда маленькая Бэт выбросила куклу в урну и не пожалела о ней потом никогда. Точно, так бывает. Да я ж сама в куклы никогда не играла. Мама говорила, что где они у меня только не валялись. Сама помню. Под столом голова, туловище под диваном, а руки-ноги вообще неизвестно где.