А мне хочется еще вот что заметить: почему Док объединил искусство любви и любовь и зависимость?
Мы все время здесь говорим о зависимости и любви, разделяя эти понятия, страшась их соединения, пытаясь объявить любовь независимой, свободной. Я вот тут со своей любовью, а он рядом со мной со своей или без нее. Потому как, кто ж его знает, любит он или нет, когда он просто рядом.
Транс синхронизации из Катиного рисунка… с этого начинается близость, с этого начинается любовь. Это поток, вырывающий нас из собственных индивидуальных оболочек. Буря чувств, эмоций, невероятная новизна восприятия. Нам нравится это состояние, думаю просто потому, что оно наиболее естественное для души. Но транс не может длиться вечно. Он заканчивается. И что же начинается после него? Яростная попытка в той или иной форме отстоять свою свободу, как у Лойко и Рады из рассказа Горького. Либо такая же яростная попытка привязать внутреннее переживание потока к внешнему объекту любви. Мне кажется именно эту яростную попытку мы и называем зависимостью в ее негативном аспекте, подобную всем болезненным зависимостям, упорно смешивающим химические, физические, интеллектуальные объекты с волновой природой своей души. Мы много здесь говорим о потоке, о волне. Но на самом-то деле мы его боимся. Потому что в потоке нужно научится плавать. Это ведь только влюбленность нас ласково несет и качает на своих волнах. А все остальное может быть штилем, может быть бурей. И надо учиться справляться с волновыми процессами внутри себя. Но мы предпочитаем их внутрь не допускать.
Два кружочка рядом рисуют психологи. Для меня это не любовь. Это индивидуальное одиночество. Но… многие психологи в современном мире любовь считают ненормальным состоянием психики. Может быть это так и даже скорее всего это так и есть. Однако есть выход. И этот выход в искусстве любви. Именно любовь учит справляться с этим потоком и оставаться в нем. Надо учиться в этом потоке плавать, надо предвидеть бури, надо усиленно трудиться, когда штиль, надо различать волны свои и чужие, надо уметь на них кататься,… это же чудо!… надо учится использовать их энергию.
Любовь Данте к Беатриче провела его через Ад и Чистилище, через отношение замкнутых частиц, содержащих внутри себя только самих себя. Данте смог пройти через Ад, потому что в его душе глубоко внутри или высоко в небе, без разницы, был Рай Беатриче. В любви душа с одной стороны становится беззащитной, она истончается, обостряются чувства. По иному чувствуется мир, и не только мир любимого, но вообще весь окружающий мир вокруг. А он разный. Это ведь не только добро, красота и гармония, это еще и дисгармония, и боль, и несовершенство, и страдания. Позволить себе все это переживать и чувствовать можно только, когда внутри есть другой, любимый, та внутренняя сила, которой доверяешь. Туда в этот уголок своей души всегда можно прийти, прижаться, когда страшно, поплакать, когда больно. Не обязательно вслух этому конкретному живому человеку. Любовь к нему знает, как ему тоже трудно в этом мире. И мои дополнительные слезы и боль - это его дополнительные внешние усилия. А любви не нужны внешние усилия. Но ей крайне необходимы, жизненно необходимы усилия внутренние.
Привязанность, зависимость, слипание, слияние – это начальный толчок к внутреннему творческому принятию в себя любимого человека. Через это единство душа становится просто сильнее, если была слабой, нежнее, если была грубой, чувствительней, если была малоэмоциональной, мудрее, если не отличалась особым умом. Только не надо забывать о волшебных трансовых состояниях влюбленности. Влюбленность должна стремиться перерасти в любовь. Между прочим, это стремление к росту очень часто именно на порах влюбленности становится пониманием: этот человек не мой, это не моя внутренняя сила, это не моя внутренняя мудрость, это может быть просто друг, а может быть просто приятель. И незачем к нему привязываться душой надолго. Зависимость в любви нужна, чтобы научиться искусству любить, и становится патологией, когда это искусство отвергается, отторгается, считается излишним и ненужным для такого чувства, как любовь.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|